Пластическая хирургия и ее последствия
Несколько лет назад в США разразился скандал: телезвезда Хайди Монтаг за один день сделала 10 пластических операций. До этого Хайди уже неоднократно была пациенткой клиник пластической хирургии. Ей всего 23 года.
В 2006 в издании Times of London была опубликована статья, посвященная дисморфическому расстройству или «синдрому воображаемого уродства». Это психологическое расстройство, при котором человек не просто сомневается в собственной привлекательности, а уверен в своем уродстве, даже если окружающие уверяют его, что это не так. У людей, страдающих этим расстройством, развивается маниакальная зависимость от пластических операций или косметических процедур, в частности, инъекций ботокса.
Популярность пластической хирургии в современном обществе только стимулирует спрос на услуги пластических хирургов – мы пытаемся соответствовать стремительно ужесточающимся стандартам красоты, которые навязываются нам СМИ. Даже сами пластические хирурги, немало выигравшие от помешательства на внешности, постепенно начинают понимать, что в некоторых случаях в хирургическом вмешательстве нет необходимости. Но некоторые люди выискивают в своей внешности все новые и новые недостатки и спешат к любимому хирургу.
Виной тому – непродолжительная эйфория, которая возникает после операции, своего рода наркотический кайф, который заставляет вновь и вновь ложиться под скальпель хирурга. Еще одна причина одержимости пластическими операциями – доведенный до абсурда перфекционизм, маниакальное желание достичь совершенства.
Проблема в том, что люди, страдающие дисморфическим расстройством, никогда не бывают довольны своей внешностью, независимо от количества сделанных пластических операций. И хируги, оперирующие таких пациентов, рискуют только усугубить их состояние, продолжая «корректировать» внешность и устранять недостатки, существующие только в воображении пациента.
Особо опасна для людей, страдающих дисморфическим расстройством, такая, на первый взгляд, простая и безопасная процедура, как инъекция ботокса. По данным недавного исследования, проведенного Британской ассоциацией пластических хирургов, примерно у 40% людей, однажды сделавших инъекцию ботокса, развивается компульсивное желание повторить процедуру, независимо от ее результатов.
По мнению психологов, возбуждение и прилив адреналина, который испытывают пациенты пластических хирургов перед операцией, а также внимание к их персоне, вызывает у них кратковременную эйфорию. Когда эйфория проходит, жизнь возвращается в нормальное русло, и оказывается, что старые проблемы никуда не исчезли. Тогда человек решает, что выходом из ситуации станет новая операция.
Результат, к которому может привети зависимость от пластической хирургии, — настоящее, а не придуманное, уродство, тяжелые увечия или серьезные проблемы со здоровьем. В большинстве случаев, когда один хирург отказывается делать операцию, человек обращается к другому, который без труда находится, пусть даже его профессиональная квалификация оставляет желать лучшего.