Роксолана (Анастасия Лисовская), владычица империи
Анастасия Лисовская родилась на Украине, на Ивано — Франковщине, в семье православного священника. Вследствие драматических событий — набега турков, — попала в плен и была продана в гарем турецкого султана. Благодаря блестящему уму, незаурядной силе воли и мужеству, пленница очень быстро с бесправной рабыни превратилась в любимую жену Сулеймана Великолепного (Завоевателя) — самого могущественого султана Османской империи. Освоив вершины тогдашней восточной и европейской культуры, эта знаменитая женщина вошла в историю под именем Роксоланы и более сорока лет играла значительную роль в культурной и политической жизни империи. В османский династии не было женщины, которая бы пользовалась большим уважением, чем она. Ее называли владычицей империи.
Украинская девица Настя Лисовская попала в султанский гарем во время, когда могущество оттоманского государства достигло зенита. Власть султана в Азии охватывала Месопотамию, Армению, Кавказ, часть Персии, Сирию, Палестину, Геджаз, в Африке Египет, Триполис, Тунис, Алжир, в Европе Крым, Румынию, Болгарию, Грецию, Альбанию, Сербию, Банат и Венгрию. Неограниченным господином всех тех пространств был Сулейман Великолепный.
Настя Лисовcкая характеризовалась уравновешенным нравом, острым умом, рассудительностью и здравым смыслом. Она внимательно присматривалась к своей новой окружающей среде и медленно сживалась с ней. Украинская чудо-песня, юмор, остроумие, живой темперамент сделали ее необычной для окружения. Она была улыбчивая, веселая, задорная, радостная. За что и получила турецкое имя «Хуррем»: «Та, что приносит радость». Позже, через славянское происхождение, за ней закрепилось имя Роксолана.
Что касается самого хозяина гарема Сулеймана Великолепного, то это был харизматический лидер — самоуверенный, горячий, воинственный вождь, который сам лично руководил походами. Ему просто не хватало времени для гаремовой любви, а «Святой Закон» не позволял брать женщин в походы.
Недаром весь гарем всколыхнула небывалое событие: падишах заинтересовался радостной Хуррем. Следует отметить, что молодой султан, воспитанный в походах, больше ценил людей образованных, мыслящих. Сулейман имел дар к поэзии и сам сочинял стихи, особенно поэмы. Во время героических войн командовал походами, участвовал в битвах и писал свой дневник. Сонливость гарема, заселенного бездушными девушками, была для него, мягко говоря, неинтересной. Юная украинка поразила его прежде языкознанием, знанием и трактовкой мусульманских книг, восточной литературы, истории.
Понятие свободы, человеческого достоинства, а вместе с тем сознание собственной стоимости — вот черты, которые отличали ее среди других. Как христианка, она признавала глубоко укорененный взгляд о равенстве женщин и мужчин. Такой, не была никакая другая из рабынь султана. Сулейман полюбил женщину, которая добровольно назвала его своим назначением, но не принимала без дискуссии его идей, она умела противостоять интеллигентно, чтобы дать убедить себя соображениям. Венецианский представитель в Стамбуле доносит уже в первых годах правления Сулеймана о исключительном влиянии украинской любимицы на султана. Более трехсот гаремовых женщин с того времени не могли стать соперницами Роксоланы, которая на протяжении 32 лет, до смерти была легальной королевской женой Сулеймана, который добровольно соблюдал верность этого первого в истории Турции моногамичного султанства.
Некоторые исследователи отмечают хитрую и жестокую натуру Роксоланы, намекая на ряд смертей неугодных ей, но близких к султану людей. Речь идет о сыне от первой жены Мустафе, который имел первородное право престолонаследия. По законам султанского двора, вступление на престол наследника предусматривало смерть его братьев, это касалось и сыновей Роксоланы. Возможно это и побудило любимицу султана к таким жестким мерам. Хотя, опять же, окончательно утверждать, что убийство Мустафы заказала Роксолана, тоже было невозможно. С другой стороны, чтобы выжить в условиях постоянного соперничества, предательств, заговоров, нужно было быть твердой, осторожной, мудрой и иногда немилосердной.
Отделение женщин в магометанской обществе было краеугольным камнем между господствующими дворами христиан и мусульман. На Западе женщины появлялись в обществе придворных мужей не только ради забавы, но на публичных церемониях, парадах и торжествах. Женщины королевской семьи появлялись в кругах светской элиты своего края. На Востоке — наоборот. Эти заскорузлые предписания религии и придворной этики ломала силой своего необычного украинского интеллекта, Роксолана. Как владычица, она принимала участие в совещаниях государственных мужей, принимала послов чужих властителей, вела политические переговоры. Кухни для бедных, больницы, дома для умалишенных, библиотеки, купальни, отели для путешественников и странников, школьные и воспитательные заведения … — Это ее реформаторские побуждения.
Смешные и неуместные запреты гарема она не только критиковала, но преодолевала собственным примером. Паранжа на женском лице уже не вызывала у нее смеха, она была надругательством. Роксолана не носила чадры. Ей удалось внедрить на султанский двор обычай публичных церемоний. Величавые манифестации, которые происходили не в Большом Сарае (Дворце), а на площади Гипподрому стали на долгие века удивлением для Европы.
Одним из самых больших триумфов Роксоланы, считают исследователи, переселение ее из гарема в главную королевскую палату. Это произошло в начале 40-вых годов, в результате пожара в старой палате.
Роксолане обязана светская архитектура Турции за один из лучших образцов ХVI века: престольную залу, пышно декорированную структуру в стиле рококо. Одновременно, это первое проявление влияния европейской архитектуры в большом сарае. Талантливый архитектор Синан Ага построил замечательную летнюю палату («киюшк») для Роксоланы. Это только малая часть ее участия в архитектурной развитии Стамбула, относящимся к его личных зданий.
При любой возможности Роксолана бросала тюремный гарем, уезжая с Сулейманом на праздничные церемонии, игрища и турниры, или морские и прибрежные, степные прогулки. В военное время она отправлялась в поход с почетом падишаха. На ее глазах проходила осада Родоса, Белгорода, Могача, Вены. Вместо того, чтобы по — женски, удерживать мужа от войн, она его к ним поощряла, даже на склоне лет, как это было с походом на Мальту.
Приняв веру и турецкие обычаи Анастасия Лисовская не отреклась своего происхождения. Биографы Сулеймана Великолепного отмечают его любимые и долгосрочные экскурсии черноморскими степями. Тем более, стремилась к этим прогулкам в степные просторы и Роксолана. Для Насти Лисовской, первой императоршы Турции было ясно, что в Украине одной из основных проблем была татарская угроза, которая потребовала немедленного отпора. Как следствие — за время своей долгогого, почти полувекового владычества (1520-1566) Сулейман величавый ни разу не направил своих завоевателей на Украину.
Именно в то время возникли построения засек, замков, крепостей Запорожской Сечи, организационная и политическая деятельность князя Дмитрия Вишневецкого. В письмах Сулеймана к польскому королю Артыкулъ Августа II есть не только угрозы наказать «Деметраша» (князя Вишневецкого), но и требование спокойной жизни для жителей Украины.
Необычная, почти сказочная судьба Анастасии Лисовской творила в Украине легенды, предания, песни. О ней рассказывали беглецы из турецкого плена, казаки, странствующие певцы, бандуристы. Портреты украинки, владевшей турецкой империей, можно было найти в казацких селениях, богатых хуторах, шляхетских палатах.
Художники рисовали Настю – Роксолану, то на подобие святой мученицы, то как грозную мстительницу с кинжалом в руке. Не с натуры творили портретисты, только с собственного воображения, нередко в повязке на голове в знак «потурчения», но с выражением скорбной тоски по невозвратно потерянным родным краям.