Бессарабцы в царской России мечтали об Унире
Существование постоянного «румынофильского» течения среди молдавских бояр не отрицали даже царские власти. К началу 60-х гг. XIX в. зародилась националистическая группировка молдавских бояр, руководимая братьями Коруцэ. Помимо них, в составе группы были братья Кассо, Казимир, Кристи и т.д.
При любом подходящем случае затрагивалась проблема языка и другие вопросы национального интереса. В 1863 г., при обсуждении судебной реформы, братья Коруцэ предложили в рамках бессарабского дворянского собрания просить царское правительство ввести румынский язык в судопроизводство для лиц, которые не знают русского языка, по их желанию.
Царское правительство игнорировало требование, но приняло его к сведению, разрешив принять на работу двух переводчиков в Областной суд в Кишиневе, пишет Георге Негру в работе «Национальное движение во второй половине XIX – начале XX веков.
В 1883 г. группа бояр адресует губернатору ходатайство, в котором просит разрешения использования румынского языка в дворянских и земских собраниях. Ответ был категорически негативным: не разрешать «никакого снисхождения», никакого отступления от «существующих правил». Причина объяснялась следующим образом: Бессарабия является «приграничной» губернией, где «все русское должно поддерживаться с особой строгостью», и т.к. русский язык «не должен уступать никакому иностранному языку».
Некоторые бессарабские интеллектуалы, преследуемые за свои политические и национальные взгляды, бежали за Прут. Среди них были Б.П. Хашдеу, К. Стере, З. Ралли-Арборе и др. В начале 90-х гг. XIX в. бессарабцы из Румынии основали общество «Милков», президентом которого был избран Б.П. Хашдеу.
И далее…
В 1885 году начальник жандармерии Оргеева сообщал царской администрации Бессарабии, что местная интеллигенция провозгласила «неприязнь ко всему русскому» и вынашивает «мечту об отделении Бессарабии от России и присоединение ее к Румынскому королевству». Донесения подобного содержания были отправлены в 1888 г. из Хотина и Сорок.
Как пишет в статье «Национальное движение во второй половине XIX — начале XX века» Георге Негру, в ряде образовательных учреждений и даже в некоторых селах появляются кружки национальной пропаганды. В Кишиневской семинарии — кружок «молдавской пропаганды» и «математический кружок». Семинаристы основывают частную библиотеку, пополняемую румынскими книгами, издают «Гектограф», журнал, который распространяется среди учеников кишиневских школ. В этих действиях принимали активное участие семинаристы П. Ерхан, И. Инкулец, П. Халипа, которые впоследствии стали лидерами национального движения за объединение Бессарабии и Румынии.
Бессарабские румыны, обучавшиеся в российских университетах, сформировали землячества. Под влиянием эстонских, польских, литовских и других студентов в этих организациях укреплялось национальное течение.
Наиболее многочисленное и активное сообщество подобного рода было Дерптское. В нем принимали участие Ион Пеливан, Василе Оатул, Георге Кику, Александру Оатул, Ал. Гришков и т.д. Эта организация установила связи с организациями из Румынии, откуда получали литературу и журналы.
Весной 1902 г., большинство членов Дерптского землячества были арестованы, т.к. призывали к антигосударственным действиям. После пяти месяцев заключения, в отсутствие убедительных доказательств, бессарабских студентов освободили. Однако Оатул, Пеливан и Гришков были отправлены в ссылку.