Симона де Бовуар (Simone de Beauvoir)
Симона де Бовуар (Simone de Beauvoir) (9 января 1908, Париж — 14 апреля 1986) — французская писательница, философ, идеолог феминистского движения. Подруга (оба они были против брака) и единомышленник Жан-Поля Сартра.
Биография.
Родилась 9 января 1908 в Париже, получила строгое буржуазное воспитание, что описано в ее книге «Воспоминания благовоспитанной девицы» (1958). Ее отец Жорж де Бовуар был адвокатом, сибаритом, неисправимым волокитой и убежденным атеистом. Фрэнсис, мать Симоны, — напротив, ревностная католичка. В конце Первой мировой войны семья де Бовуар обнищала. Отец, вложивший свой капитал в акции железных дорог России, был вынужден теперь работать на обувной фабрике. С беззаботной жизнью было покончено: прислугу уволили, а семья переехала в маленькую квартиру. Единственным утешением Симоны были книги. Ее успехи в игре на фортепиано и пении были более чем посредственными.
По математике у нее были низкие оценки из-за плохого почерка.
Изучала философию в Сорбонне, где познакомилась с вождем современного экзистенциализма Ж. П. Сартром. Сартр решил, что Симона будет принадлежать ему. «Она была красива, даже когда надевала свою уродливую шляпку. В ней удивляло сочетание мужского интеллекта и женской чувствительности». Де Бовуар потом вспоминала: «Я как будто встретила своего двойника. Когда мы расстались, я знала, что он останется в моей жизни навсегда».
До этого у Сартра уже было пять любовниц. Но свои отношения с де Бовуар он назвал «морганатическим браком», себя при этом относя к аристократам, а Симону – к простонародью. Однако, в действительности все было наоборот. Пара заключила соглашение о полной «прозрачности отношений»: не скрывать друг от друга свои любовные связи. В 1934 году Сартр встретил Ольгу Козакевич, русскую аристократку, которая стала его очередной постоянной любовницей.
У Симоны также был роман с Ольгой, которая, как оказалось, издевалась над ними обоими. Ольга настояла, чтобы они с Жан-Полем ехали в отпуск, оставив Симону в одиночестве. Когда они вернулись, Сартр отказался поведать Симоне, что же между ними произошло. Он сделал Ольге предложение, но их брак не состоялся, и Жан-Поль переключился на сестру Ольги – Ванду. Де Бовуар все знала, но молчала. Она не хотела потерять Сартра. «Он был первым мужчиной в моей жизни», — объясняла Симона своему любовнику Нельсону Алгрену.
Сделав вид, что ей безразличны любовные истории Жан-Поля, Симона вступала в связи со своими ученицами. С одной из них, Бьянкой Ламблен, ставшей впоследствии профессором философии, Симона поехала отдыхать в деревню, а потом передала ее Сартру, который, как выяснилось, оказался никудышним любовником.
В 1947 году Симона полетела в США. В качестве гида по городу у неё оказался Нельсон Алгрен, — писатель, автор книг о жизни обычных людей в США и жителей чикагских трущоб. Симоне было 39, Нельсону на год меньше. И они полюбили друг друга. На предложение Алгрена создать с ней семью Симона ответила отказом. Она была готова отказаться от всего, кроме Сартра. Любовная история Алгрена и де Бовуар длилась 14 лет, она писала ему страстные любовные письма, в то время как у нее был роман еще с одним мужчиной, но тем не менее Симона хранила преданность Сартру.
Когда стало известно, что у де Бовуар были лесбийские связи, разразился скандал, ибо тогда эта тема была под запретом. Уважаемые профессора рвали её книгу «Второй пол» на клочки. Писатель Альбер Камю пришел в бешенство, он утверждал, что де Бовуар превратила французского мужчину в объект презрения и насмешек. Католическую Францию также всколыхнуло заявление Симоны о том, что она поддерживает право женщины на законные аборты.
В 1952 году у Симоны начался роман с Клодом Ланцманом. Ланцман работал корреспондентом газеты «Новые времена», которую редакторовали де Бовуар и Сартр. Клоду было 27, Симоне – 44. Коммунист, революционер, ставивший себя выше других, к Симоне относился с почтением, он ни разу не обратился к ней на «ты». Его обаяние и нагловатость очаровали Симону. Она писала: «Его близость освободила меня от бремени моего возраста. Благодаря ему я вновь обрела способность радоваться, удивляться, пугаться, смеяться, воспринимать окружающий мир». Ланцман был единственный, кто переехал к ней в квартиру. Их роман длился семь лет.
В течение многих лет, прожитых с Сартром без взаимных чувств, интимных отношений, без детей, Симоне оставалось утешать себя лишь интеллектуальной близостью. Но их жизнь нарушила Арлетта Элькаим, юная еврейка из Алжира. Поначалу Симона не беспокоилась. Элькаим показалась ей всего одной из случайных любовниц Сартра. Но Жан-Поль стал избегать Симону. Раньше он ходил работать к ней домой, а теперь переметнулся к Арлетте. Он даже не давал де Бовуар читать свои новые работы под тем предлогом, что они еще были не готовы.
Две женщины возненавидели друг друга.В 1965 году Сартр решил официально удочерить Элькаим, но предпочел не афишировать это. Симона де Бовуар видела, как у нее на глазах духовное наследие Сартра переходит к другой женщине. Тогда и де Бовуар удочерила одну из своих подруг, Сильви ле Бон, и завещала ей свои труды и деньги.
Симона де Бовуар (Simone de Beauvoir)Однако, когда в 1970 году Сартр заболел, Симона была рядом с ним. Она самоотверженно ухаживала за ним, не прерывая своих интеллектуальных занятий. Ее рассказ о старости, написанный впоследствии, запечатлел те изменения, которые произошли в ее жизни. «Я пересекла много линий в моей жизни, казавшихся мне размытыми. Но линия, очерчивающая старость, жесткая, как металл. Тайный, далекий мир внезапно надвинулся на меня, и нет пути назад».
Сартр скончался 15 апреля 1980 года. В книге «Адье» Симона описала болезнь, физическое и психическое состояние, агонию и конец Сартра: «Он протянул ко меня руки и сказал: «Симона, любовь моя, я так люблю тебя, мой Бобр». Это были последние слова Сартра. Симоне позволили остаться с ним до пяти утра. Она легла рядом с ним, прижалась к телу человека, который был главной любовью все ее жизни. Вернувшись с похорон домой, она напилась. Друзья нашли ее лежащей на ковре в беспамятстве. Ее отвезли в больницу, у нее оказалось сильное воспаление легких. Но Симона пришла в себя и продолжила писать. Ее книга «Адье» заканчивается словами: «Его смерть разлучила нас. Моя смерть нас не объединит».
Со дня его смерти она больше не встречалась с публикой. Симона де Бовуар скончалась 14 апреля 1986 года в парижской больнице. Ровно через шесть лет после ухода Жан-Поля Сартра. Никто не заходил ее проведать в больницу, за гробом шли несколько человек. Сартр умер, Алгрен умер, Ланцман был в Лос-Анджелесе, работал над своей книгой о Холокосте. Врач больницы рассказывал, что ни один человек не поинтересовался ее состоянием. «Она была настолько всеми покинута, что мы даже стали сомневаться, на самом ли деле она – та самая знаменитая Симона де Бовуар»
Афоризмы
«У меня всегда была потребность говорить о себе… Первый вопрос, который у меня возникал всегда, был такой: что значит быть женщиной? Я думала, что тотчас на него отвечу. Но стоило внимательно взглянуть на эту проблему, и я поняла прежде всего, что этот мир сделан для мужчин…» — так писала о себе Симона де Бовуар, классик феминистской литературы.
-Нагота начинается с лица, бесстыдство — со слов.
-Самый заурядный мужчина чувствует себя полубогом в сравнении с женщиной.
-Если вы проживете достаточно долго, вы увидите, что каждая победа оборачивается поражением.
-Женщина прощает все, зато часто напоминает о том, что простила.
-Если любовь достаточно сильна, ожидание становится счастьем.
-Женщиной не рождаются, ею становятся.