У Михаила Боярского растет внук-вундеркинд
Уже в два года Андрюша декламировал Бродского, а в три сам прочитал «Алису в стране чудес»
Недавно 30-летие отпраздновала актриса Елизавета Боярская, дочь легендарного Д’Артаньяна (Михаила Боярского). Она достойно продолжает актерскую династию. Но, как говорят в звездном семействе, сегодня в центре внимания семьи даже не Лиза, а ее сын, внук Боярского — Андрей. Мальчик растет настоящим вундеркиндом! О достижениях трехлетнего Андрюши «Комсомолке» рассказала его бабушка, супруга Михаила Боярского, актриса Лариса Луппиан.
В два года научился читать
— Мы с Михаилом вырастили двоих детей, и они были вполне обычными, как все, — рассказала «КП» Лариса Луппиан. — А сын Лизы — это какой-то дар! Удивительный ребенок, очень смышленый, настоявший вундеркинд. Он в два года уже читал наизусть стихи Бродского — при этом смешно, по-детски коверкая слова. Произносил «Бьедский» («р» еще плохо ему давалась), это его любимый поэт. В два года по полчаса декламировал стихи, с ходу отвечал на вопрос: «Кто написал «Балладу о маленьком буксире»?» (Все тот же Иосиф Бродский. — Ред.)
В два года выучил алфавит и научился читать. Сейчас ему три года, и он сам прочитал множество сказок: русские народные, про Чебурашку, про Карлсона, всего Носова, Драгунского. Недавно сам прочитал «Алису в стране чудес». На очереди — «Старик Хоттабыч». Начинает писать буквы, цифры. Решает арифметические задачки. Мы просто поражаемся!
— Он сам научился читать или его специально учили?
— Учили все вместе, и папа, и мама. С месяца мы ему уже книжки показывали. Читали Барто, Чуковского, Заходера, Пушкина. Авторов он знает, мы их обязательно называли, проговаривали — и он запоминал. В полтора года начали показывать буквы. В два года он стал слоги составлять, отдельные слова читать. Так и втянулся.
Читает он, конечно, не бегло, но довольно легко. Но мы его специально не заставляли. Как-то все мимоходом получалось. Так, во время игры на доску магнитиком прикрепишь буквы или напишешь мелом — а он прочитает. Мы никогда не сюсюкались с Андрюшей. Общаемся с ним на равных.
Начал изучать английский
— В садик Андрюша ходит?
— Нет — есть же бабушки, дедушка, няня. Он посещает развивающий детский центр два раза в неделю. Когда они в Москве, Андрюша ходит в столичный центр, когда в Петербурге, то у нас.
Причем его записали в группу, в которой занимаются дети старше его по возрасту. Он сверстников обогнал в развитии.
В детском центре, куда его водит мама, начал изучать английский язык. Вот только у Лизы нет времени: съемки в «Анне Карениной» буквально каждый день. Если бы почаще Андрюшу водить — он бы быстро выучил английский.
Хотя освоить неродной язык одно, его надо еще и поддерживать постоянной практикой. Когда я была маленькой, меня воспитывала бабушка, которая говорила на немецком языке. В итоге в детстве немецкий знала лучше русского. А потом мама разошлась с отцом, и мы переехали в другой город- в итоге я без бабушки быстро забыла немецкий. Кстати, Лиза хорошо знает и английский, и немецкий. Но дома они только на русском говорят.
Сейчас у Андрюши появился воспитатель, которого наняли родители. Режим дня у внука: утром встал, позавтракал — и заниматься. Он любит уроки, с жадностью все впитывает. Потом после обеда тоже занятия. Особенно ему нравится поэзия. Читает стихи очень эмоционально, с вдохновением.
«Дедушка в телевизоре — Михаил Сергеевич»
— А то, что мама и папа артисты, Андрюша понимает?
— Да. Недавно смешно было: в Москве Лиза и Максим на работу ушли. Няня говорит: «Андрюшенька, скоро мама придет домой. Ее режиссер отпустил». Андрей сделал паузу и важно спрашивает: «А что, Додин в Москве?» (Додин — режиссер Малого драматического театра в Питере. — Ред.)
— Еще и в режиссерах разбирается?! А знает, что у него дедушка — Д’Артаньян?
— Пока не знает. Но дедушку часто по телевизору показывают. Недавно, увидев его на экране, Андрюша многозначительно сказал: «О! Михаил Сергеевич Боярский». Отвлеченно так. То есть дедушка дома — деда, а в телевизоре — Михаил Сергеевич Боярский!
— А маму в телевизоре он как называет?
— Маму не так часто, как дедушку, по телевизору показывают. А специально фильмы с Лизой и Максимом мы Андрюше не включаем.
— На кого похож ваш внук?
— На всех: и на Лизу, и на Максима, и на меня. Родители с пеленок всюду возили его с собой. С семи месяцев в люльке брали в самолет. Уже раз 20 побывал за рубежом. Три раза в Париже, видел и знает Эйфелеву башню, несколько раз был в Диснейленде. Море впечатлений с пеленок. Только кажется, что поездки грудничка проходят бесследно. Все остается на подсознательном уровне, все впечатления копятся, дают толчок к развитию.
— А какой Михаил Сергеевич дед?
— Трепетный. А уж внук Андрюша — это вообще для него центр Вселенной! Он его просто обожает.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ |
Лиза БОЯРСКАЯ: Мой муж Максим похож на папу
— Лиза, вы недавно сами сделали ремонт в своей московской квартире. Написали в Фейсбуке: «Ремонт. О… теперь я знаю, как много в этом слове. И самый дорогой расходный материал — нервные клетки».
— Так и есть. Мы продолжаем жить на два дома — Москва — Питер. Очень много ездим, и чаще всего сын Андрей с нами. По крайней мере так договорились с мужем, что с сыном обязательно остается один из нас, родителей.
— Это правда, что у вас ребенок-вундеркинд?
— Слышала такие отзывы. Он быстро все впитывает. Читает, считает. Развивается быстро. Главное, ему все интересно, он жаден до знаний. Но пока не будем загадывать.
— Когда вы стали мамой, наверное, стало легче играть роли матерей?
— После рождения ребенка я почувствовала себя более уверенной, появились новые силы. Раньше работа стояла на первом месте. Когда играла возлюбленную Колчака в фильме «Адмиралъ», то оправдывала свою героиню, выбравшую не ребенка, а любимого мужчину. Сейчас у меня другое мнение на этот счет.
— А какой Максим Матвеев отец?
— Замечательный, очень заботливый. Мне нравится, как он находит общий язык с сыном. Максим все больше напоминает моего папу. Своим отношением к семье, близким, домовитостью. Когда я была маленькой, папа постоянно придумывал забавные игры. У нас с ним была «игра в поцелуи». Он придумывал забавный поцелуй, записывал на бумажки: «безешный» — поцелуй с громким чмоком, «укус змеи», «полет шмеля», «щекотун», «лошадкин поцелуй» (покатать на спине, как на лошадке, и чмокнуть в щечку) и так далее. Перед сном вытаскивали бумажку, читали и выполняли.
Он хороший отец. Никогда мне ничего не запрещал, баловал, привозил с гастролей наряды, я росла как принцесса. Когда мама ругала за плохую успеваемость, он вставал на защиту, мол, главное, чтобы выросла хорошим человеком.
— Вы придерживаетесь традиционных взглядов, что глава семьи — муж?
— Да. Это идет от моих родителей.
— Говорят, вы были сложным подростком и совсем не интересовались учебой.
— Не то чтобы… Просто у меня желание учиться появилось далеко не сразу. Где-то в районе девятого класса. До этого мне было просто неинтересно. Мне нравилось общаться с друзьями и подругами, читать журналы, заниматься танцами. Все что угодно, только не учеба! А потом стало стыдно. То ли неловко по отношению к родителям, то ли по сравнению со сверстниками стала чувствовать себя немножко глупой, что ли. И в какой-то момент я взялась за ум. И поняла, что науки даются мне легко. Так что главное — самому захотеть!
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Важно развивать ребенка дальше»
— Вундеркинд в дословном переводе — чудо-ребенок, — говорит Наталья Шумакова, автор программ обучения одаренных детей, доктор психологических наук. — Он опережает в развитии сверстников, обычно это проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Как правило, это интеллектуальная одаренность (еще может быть художественная, музыкальная, спортивная, артистическая, лидерская и т. д.). Если ребенок читает в три года — да, он вундеркинд. Но тут прогнозировать сложно. Возможно, в дальнейшем он ярко проявит себя (скажем, Григорий Перельман, Моцарт были вундеркиндами и выросли в гениев). А возможно, мы видим просто вариант ускорения: кто-то быстрее развивается, кто-то медленнее.
Если способности ребенка не развивать, а он сам не будет прикладывать усилий, то потенциал может остаться нереализованным. И дети, которые развиваются медленнее, потом догонят его и дадут более высокие результаты. Самое главное — это внутренняя мотивация ребенка, то, насколько он сам будет заинтересован в своем развитии.