10 известных женщин, которые выдали себя за мужчин, чтобы добиться успеха
Истории известны случаи, когда по той или иной причине людям приходилось скрывать свой пол. Эти женщины примерили на себя мужской образ осознанно — другой возможности добиться поставленных целей у них не было.
В середине прошлого века такого понятия как женское дзюдо не существовало. Подающая надежды спортсменка — Рена Канакоги — в 1959 году выступила на Нью-Йоркском чемпионате по дзюдо YMCA под видом мужчины. Она коротко остригла волосы, забинтовала грудь и вступила в бой со спортсменом своей весовой категории.
Рена победила, но ее триумф длился недолго. Когда она подошла к организаторам спортивного соревнования для получения золотой медали, один из них, заподозрив неладное, спросил, не женщина ли она. На этом все закончилось: члены комитета лишили победительницу заслуженной награды, возмущенные ее обманом.
Событие вызвало широкий резонанс в обществе. Своей цели Рена добилась — женское дзюдо включили в программу Олимпийских игр, правда лишь в 1984 году.
«Мать дзюдо» — как позднее стали называть Рену Канокоги — умерла от рака в 2009 году. За год до ее смерти японское правительство вручило ей Орден Восходящего Солнца — самую выдающуюся награду, которой удостаиваются иностранные граждане.
Сестры Бронте
В 1846 году сестры Шарлотта, Эмили и Энн Бронте выпустили сборник стихов, взяв мужские псевдонимы. «Стихи Каррера, Эллиса и Актона Беллов» — так называлось издание. В следующем году свет увидел роман «Грозовой перевал» под авторством Эллиса Белла. В 1847 году Шарлотта издала «Джэн Эйр», продолжая выдавать себя за Каррера Белла. Немного позднее был выпущен первый роман Энн Бронте «Агнес Грей», автором которого значился Актон Белл.
При переиздании «Грозового перевала» в 1910 году — уже посмертно под авторством Эмили Бронте — ее сестра Шарлотта объяснила, по какой причине они многие годы использовали мужские псевдонимы: «Хотя в то время никто еще не называл наш стиль изложения и мышления «типично женским», у нас все же складывалось ощущение, что к авторам-женщинам относятся с некоторым предубеждением».
Жанна Д’Арк
«Орлеанская дева» прожила всего 19 лет с 1412 по 1431 год. Дочь простого крестьянина, она верила, что Бог поручил ей особую миссию по спасению Франции от ее врагов. В 16 лет Жанна нарядилась мужчиной и отправила в Шинон в сопровождении нескольких своих последователей.
Ей удалось убедить Карла VII в том, что она послана высшими силами для того, чтобы помочь ему обрести права на трон.
Будущий король снабдил Жанну армией для захвата Орлеана. В 1430 году при попытке освобождения Компьени Жанна попала в плен к бургундцам. Ее обвинили в совершении 70 преступлений, включая переодевание в мужчину и колдовство. После письменного признания своей вины Жанна была сожжена на костре.
Анна Мария Лейн
В 1776 году Анна Мария Лейн под видом мужчины вступила в ряды Континентальной армии. Женщины в то время служили с основном поварами, медсестрами или прачками — но не солдатами. Однако у Анны Марии была другая цель — воевать рука об руку со своим мужем Джоном.
Женщине несложно было скрывать свой пол — в 18 веке солдаты мылись крайне редко и спали прямо в форме.
Историк Джойс Генри писал: «При приеме в армию в 18 веке солдат особо не осматривали. Все, что от них требовалось — наличие передних зубов и работающих большого и указательного пальцев для того, чтобы стрелять из оружия, рвать бумагу и заряжать мушкет».
В битве под Джермантауном Анна Мария была ранена. Именно тогда ее обман был раскрыт, но это не помешало женщине после выздоровления вернуться на фронт и оставаться вместе с мужем до конца войны.
Дебора Сэмпсон
Дебора Сэмпсон стала единственной женщиной, получившей военную пенсию за участие в Войне за независимость США. Бывшая учительница под видом некоего Роберта Шертлеффа присоединилась к революционерам в 1782 году. Во время службы она руководила отрядом из 30 пехотинцев, наравне с мужчинами копала окопы и бросалась под огонь артиллерии.
Ей удавалась хранить тайну о своем поле в течение двух лет, пока она не заболела и не попала в госпиталь без сознания.
В 1783 году Дебора была с почестями комиссована из армии. Женщина много ездила с лекциями, иногда надевая военную форму и рассказывая о своем военном прошлом. После смерти Деборы в 1827 году ее муж обратился в Конгресс с просьбой о назначении ему надбавки к пенсии за особые достижения супруги. Его ходатайство удовлетворили, поскольку история США до того момента не знала «другого такого примера женского героизма, верности и храбрости». К несчастью, муж Деборы умер, так и не дождавшись обещанных денег.
Йоанна Жубр
В 1808 году Йоанна Жубр под видом мужчины вступила в польскую армию вместе со своим мужем Михалом и вскоре была повышена до сержанта. При вторжении Наполена их воинскую часть переименовали в Великопольскую дивизию и отправили в Российскую империю на поддержку французских войск. Во время отступления Йоанна отстала от дивизии, смогла самостоятельно выбраться из России и вернуться на родину.
Воссоединившись с мужем после войны, Йоанна поселилась в Вилюне, где прожила всю свою оставшуюся жизнь. Сержант Жубр стала единственной женщиной в истории Польши, получившей военный орден Virturi Militari, который вручают за выдающиеся боевые заслуги. В 1852 году в возрасте 80 лет Йоанна умерла от холеры.
Мария Китерия ди Жезус
В 1822 году Мария Китерия сбежала из дома, чтобы присоединиться к бразильской армии. Она остригла волосы, переоделась в мужскую одежду и даже смогла избежать медицинского осмотра.
Обман Марии Китерии раскрыл отец, который был против ее службы.
Тем не менее, армию она не покинула. Восхищенный ее достижениями майор Сильва-и-Кастро разрешил девушке продолжить службу. А в августе 1823 года по приказу императора Педро I девушку повысили в лейтенанты — такого звания не удостаивалась ни одна бразильянка.
Джеймс Барри
Сержант Джеймс Барри служил генеральным инспектором в рядах британской армии. Он заведовал военными госпиталями и занимался улучшением условий для пациентов. Джеймс также известен как первый хирург, который провел в Южной Африке операцию методом кесарева сечения — и при этом и мать, и дитя выжили.
О том, что сержант Барри был урожденной Маргарет Энн Балкли, стало известно только после его смерти в 1865 году, когда прислуга готовила тело к похоронам.
Это известие настолько шокировало его начальство, что был закрыт любой доступ к личным документам Джеймса/Маргарет. Изучить их удалось лишь в пятидесятых годах прошлого века, когда этим делом заинтересовалась историк Изобел Рей.
Еще одна историческая личность — основательница сестринского дела Флоренс Найтингейл — так описывала свое знакомство с сержантом: «Я стояла в толпе солдат, и каждый из них вел себя как джентельмен. Кроме него — он вел себя как животное. После смерти Барри я узнала, что он был женщиной. Должна сказать, что это был самый бессердечный человек из всех, кого я знала».
Дж. К. Роулинг
Автор всемирно известной серии книг о Гарри Поттере однажды призналась, что решила убрать свое имя — Джоанна — с книг о колдовстве и магии, чтобы привлечь молодую аудиторию. В 2013 году Роулинг выпустила фантастический роман «Зов кукушки» под авторством Роберта Гэлбрейта. По ее словам, эта работа позволила ей освободить свое альтер-эго.
Рукопись прочел редактор Дэвид Шелли, который не знал, что роман написала Джоанна Роулинг. Позже он признался, что никогда бы не подумал, что это произведение могла придумать женщина.
Джоанне не удалось долго скрывать правду — один из друзей ее адвоката сообщил информацию в СМИ. На репутации Роулинг этот маленький обман никак не сказался — книга стала еще одним ее бестселлером.
Катрин Швитцер
Бегунья Катрин Швитцер стала первой женщиной, принявшей участие в Бостонском марафоне. В то время (1967 год) женщин к забегу не допускали, и Катрин пришлось пойти на обман — примерить на себя образ мужчины. К тому моменту, когда спортсменка пробегала 42 километр трассы, об ее обмане узнали организаторы соревнования.
Женщину попытались остановить — и довольно грубыми способами. Разъяренный мужчина бросился на нее, схватил за плечо и попытался сорвать с нее наклейку с номером.
Но Катрин не могла сойти с дистанции. «Я знала, что если уйду, — писала она, — никто и никогда не поверит, что женщина смогла пробежать марафон длиной более 40 км. Если бы я сдалась, то люди бы подумали, что я просто хотела привлечь к себе внимание. Если бы я сдалась, это бы откинула женский спорт далеко назад. Мой страх и унижение превратились в гнев».
Участие Катрин Швитцер в Бостонском марафоне создало прецедент. И в 1972 году женщинам официально разрешили принимать участие в забегах.