Тайны и легенды старого Кишинева
Масонская ложа, «кровавая» мельница, народная баллада, леденящая кровь и исторические анекдоты. Именно здесь развивались самые интересные события Кишинева.
Становление Кишинева
Существует стереотип, что Кишинев стал городом только после 1812 года, на самом деле — это заблуждение! В 2016 году Кишиневу, как городу исполнилось 350 лет! Многочисленные документы свидетельствуют, что в 60-х годах XVII века Кишинев уже обладал статусом города. В 1666 году в одном из документов кишиневцы упоминаются, как горожане. Город многократно сжигали, но он восставал из пепла, как феникс.
В 1802 году произошло сильнейшее Карпатское землетрясение. Его магнитуда была почти 10 баллов и продолжительность — около 10 минут. Ни одно землетрясение не распространялось на такие площади, как это. Его почувствовал даже маленький Александр Пушкин, гулявший с няней в Александровском саду. Была разрушена вся центральная Европа. Кишинев не стал исключением.
Одним из интереснейших периодов в истории Кишинева был так называемый «пушкинский» период. В это время из-за событий на Балканах сюда стеклись тысячи переселенцев. Кишинев стал «плацдармом заговорщиков против Турции». Местным лидером греческих повстанцев был русский генерал, внук валашских господарей Александр Ипсиланти, а руководителем со стороны валахов — поручик русской армии Тудор Владимиреску.
Пушкинский период
В этот период Кишинев стал «центром вольнодумства» и «фабрикой мысли». Это был наэлектризованный вулкан из совершенно разных людей, языков и культур, заточенных на такие идеи, за которые в Москве и Петербурге точно сослали бы куда-нибудь за Урал. А здесь об этом рассуждали за чашкой кофе.
Дом сборщика налогов Михалаки Кацики, который переселился сюда из Греции. Именно здесь в 1821 году открылась знаменитая масонская ложа «Овидий-25». Ложа получила свое название в честь древнеримского поэта, отбывавшего ссылку на берегах Черного моря. 25 — это порядковый номер.
Масоны
Подготовка к открытию масонского объединения в Кишиневе началась весной 1821 года под покровительством Великой ложи «Астрея» в Петербурге. Ложа «Овидий» была торжественно открыта 7 июля 1821 года. Ее главой стал генерал-майор Павел Пущин. Членами ложи были П.И. Пестель и В.Ф. Раевский. Здесь в масоны были посвящены Иван Никитич Инзов – наместник Бессарабии, граф Михаил Федорович Орлов, а в мае 1821 года и Александр Пушкин.
Собрания членов ложи проходили в подвале дома. Точно никто не знает, состоял ли Михалаке Кацики в ложе, но не исключено, что подвал он предоставлял братьям-каменщикам не бесплатно, а брал деньги за его аренду.
Дом Кацики
Сохранился курьезный рассказ, связанный с подвалом дома Кацики и масонами. В ритуал посвящения в ложу входила имитация ритуальной смерти. В условиях ложи «Овидий» роль «места небытия» перед «возрождением в новом качестве» брата-масона и играл этот самый подвал. Из жилой части дома посвящаемого выводили с завязанными глазами и связанными руками в подвал.
Однажды в ложу «Овидий» решили принять болгарского архимандрита Ефрема. И вот средь бела дня этого высокопоставленного священнослужителя, который незадолго до этого подъехал к дому Кацики, выводят в путах, с повязкой на глазах и ведут в подвал.
Здание от небольшой площади отделяет ограда, но через нее толпящиеся, по своему обыкновению в большом количестве местные болгары и бежавшие в Россию гетеристы (участники антиосманского восстания на Балканах), узнают своего настоятеля. А дверь в подвал за ним и двумя масонами уже закрывается!
Памятуя, благодаря народной молве, о том, что в этом доме творится «судилище диавольское», люди бросаются на помощь архимандриту, выламывают дверь и выводят «спасенного» священнослужителя. Причем, тут же каждый спаситель бросился просить у святого отца благословение.
Прибытие генерала Кисилёва
Уже вечером того же дня о происшествии знал весь город. Этот скандал стал кишиневским анекдотом. После этого скандала в Кишинев прибывает с проверкой генерал Павел Дмитриевич Киселев – очень знаменитый человек, именно он написал первую конституцию для Румынии.
Тут же бюст Михаилу Федоровичу Орлову, который был установлен в 1975 году перед домом Кацики. С 1820 года Орлов возглавлял 16-ую пехотную дивизию, расквартированную в Молдавии. В 1822 году был отстранен от командования дивизией, а в декабре 1825г. арестован.
В 1903 году в доме Кацики находился полицейский участок, а через дорогу три дня бушевал погром.
Сейчас в доме Кацики располагается издательство.
Булыжники Пронина
А это булыжники Пронина. Он разбогател на мощении кишиневских улиц гранитным булыжником. Обещал городским властям такой же гранит, как на Красной площади в Москве.
Деньги взял как за первый сорт, а приобрел какие-то третьесортные отходы. Был грандиозный скандал, из которого он выкрутился. Но в приличных домах ему было отказано, руки ему не подавали.
В нижней части города можно встретить вот такие старинные жилые дома, которые охраняются государством.
Благовещенская церковь – одна из самых старых церквей Кишинева. Была возведена в 1807-1810 гг. на месте деревянной церкви.
Это также, Пушкинские места…
В ней неоднократно бывал А.С. Пушкин, который жил неподалеку в доме губернатора Инзова. По этой улочке они ходили в церковь. Инзов Иван Никитич (1768—1845), государственный деятель, генерал. В 1820 г. он становится наместником Бессарабской губернии с резиденцией в Кишиневе.
Одна из прекрасных страниц жизни Инзова – это его отношения с Пушкиным во время южной ссылки поэта. Призванный «опекать и надзирать», немолодой генерал отнесся к нему с отеческой заботой и любовью. Без всякого генеральского высокомерия, он поселил его в своем доме, деля с ним и не слишком роскошный стол, и – богатейшую библиотеку.
Понимая, какого таланта человек живет под его надзором, он снисходил к шалостям поэта, всякий раз рапортуя в столицу — «Пушкин ведет себя хорошо и живет в моем доме». И лишь в случае очередной эскапады – битья «надутого» молдавского боярина, прибегал к «суровым мерам» — отнимал у шалуна сапоги, подвергая его домашнему аресту.
Храм был освящен 4 ноября 1810 года.
Святая Параскева — покровительница Молдовы.
В 1824 году церковь была обнесена каменной оградой. Серьёзным ремонтам подвергалась в 1910, 1913 и 1942 годах. С 1952 года в её здании располагался склад музейных экспонатов.
Также на территории церкви в 1970-х годах располагались мастерские Реставрационного комбината Министерства Культуры МССР. В 1980-х церковь была отреставрирована.
В 1990 году церковь открылась для прихожан.
Старый одноэтажный Кишинев
Это одна из первых паровых мельниц, появившихся в Бессарабии во второй половине XIX века. В 1889 году купец Абрам Левензон купил производство за 16 000 рублей серебром. Он расширил производство, построил рядом магазин. Летом 1901 года, на верхнем этаже мельницы вспыхнул пожар, здание сильно пострадало. Восстанавливая здание, владельцам пришлось два этажа поднимать заново, их выложили красным кирпичом. С тех пор здание стало называться «Красной мельницей».
Красная мельница
Во время войны корпус уцелел, в 50-е годы его использовали по своему прямому назначению, потом его превратили в склады. Работала мельница по технологии, закупленной в Германии. Примечательно, что мельничное оборудование сохранилось до начала 1980-х годов, а затем было то ли разворовано, то ли сдано в металлолом.
Красная мельница — одно из самых таинственных зданий Кишинева. По одной из легенд, во время реконструкции строители замуровали в одну из стен для надежности девушку. Эта легенда перекликается со знаменитой молдавской балладой о мастере Маноле. Мастер Маноле – главный герой баллады.
По приказу Маноле
По приказу Негру-Воеводы, Маноле и ещё девять мастеров, подмастерьев и каменщиков начинают строить монастырь, но всё, что они строили днём, ночью разрушалось. Так продолжалось несколько дней. Маноле остановил работы, лёг спать и увидел сон. Когда он проснулся, то рассказал, что услышал голос.
Этот голос сказал, что для того, чтобы построить монастырь, они должны замуровать в стене жену или сестру одного из мастеров, ту, что первая придёт утром и принесет еду. На рассвете Маноле взбирается на леса и видит, что по полю идёт его молодая жена Анна и несёт еду и вино. Он падает на колени и просит Бога, чтобы тот пролил дождь на землю, и жена вернулась домой.
Бог услышал его молитву, пошёл дождь, но жена продолжала идти. Маноле просит Бога наслать ветер. Дует ветер, переворачивающий горы, но он не может остановить Анну, и она приходит к Маноле. Мастера радуются, увидев её. Они говорят, что хотят в шутку замуровать Анну и чтобы она не пугалась. Маноле начинает возводить перед ней стену.
Анна пугается и говорит, что стена слишком сильно сжимает её тело. Маноле продолжает работать и замуровывает Анну полностью. Только голос слышен из-за стены, говорящий: «Маноле, Маноле, стена давит на меня слишком сильно, я умираю!» Воевода приезжает в новый монастырь, которому нет равных на земле, и спрашивает мастеров, смогут ли они построить для него ещё лучший монастырь.
Мастера, сидя на лесах, говорят, что они лучшие строители в мире, и могут построить еще более прекрасный монастырь. Тогда он приказывает обрубить леса и мастера остаются на крыше. Мастера решают сделать себе деревянные крылья из тонких досок. Они прыгают с крыши, но падают и разбиваются.
Когда же прыгает Маноле, то он слышит голос из стены: «Стена давит на меня слишком сильно, она проламывает мою грудь, раздавливает моего ребёнка, жизнь уходит из меня!» Он падает замертво, и на месте падения появляется источник, из которого тонкой струйкой бьет вода, солённая от его слёз.
По другой версии, «Красная мельница» получила такое название после того, как ее владелец убил свою семью в здании, а после поджег его. А красный цвет в названии символизирует пролитую кровь. Душегубы какие-то!!! Жесть. Хотя вторая версия более реалистична. Раньше эта магала имела дурную славу и там не редки были разборки и даже убийства. А сейчас здесь дома состоятельных горожан.
Улица так и называется — Моара Рошие (Красная мельница)
Двое студентов Технического университета Молдовы создали проект по реставрации Красной мельницы. Ребята предлагают превратить заброшенное здание в культурный комплекс с музеем на верхних этажах, а на первом этаже сделать кафе. Сегодня Красная мельница выглядит печально и ждет реставрации.
Марина Антипина